Скорости перевода
Правда ли можно читать быстрее и запоминать эффективнее?
Человек ежедневно получает сотни текстовых сообщений на свой смартфон. Читает новости, рабочие документы, книги. Мы находимся постоянном потоке информации, которую нам нужно обрабатывать и потреблять. Но можно ли ускорить этот процесс, читать быстрее и потреблять проще? Основатели курсов по скорочтению скажут точно — да. Но а что скажем мы?
Когда и зачем появилось скорочтение?
До 1874 года предполагалось, что чтение — это плавный процесс, переход от одного слова к другому равномерно по тексту. Читать быстро, отрывисто, интерпретировать не все слова, а часть из них, невозможно — это нарушает законы чтения. Однако
французский врач Луи Эмиль Жаваль разрушил привычные представления об этом процессе. Он доказал, что глазные яблоки совершают короткие остановки (фиксации) и резкие передвижения, а не движутся плавно. Во время остановок глаза обрабатывают полученную информацию, а передвигаются — когда новой информации не поступает. Благодаря наблюдениям Жаваля стало понятно, что чтение — это не пассивный процесс пословной идентификации, а процесс, где читатели выбирают, где и когда сосредоточиться.
Обучения скорочтению: начало эпохи
Само понятие «скорочтение» было придумано в 1950-х годах Эвелин Вуд. Она разработала технику «динамическое чтение», которое предполагало, что скорость чтения увеличивается, если избегать возвращений к прочитанному тексту и читать книгу не слева направо (по словам), а сверху вниз, читая при этом значимые группы слов. Методике Вуд обучали на многих семинарах в США и даже в Белом доме. Однако многие считали Вуд мошенницей и аферисткой, продающий мечту, которой не суждено было сбыться.
Читать более 1000 слов в минуту после тренинга — возможно ли это?
Перспектива скорочтения имеет неоспоримую привлекательность. Ведь классно: быстро читать, моментально понимать и двигаться дальше. Только вот научное сообщество довольно скептически относится к такому сценарию. Во-первых, некоторые слова имеют несколько значений, а оттого их быстрое понимание может быть затруднено, во-вторых, существуют сложные предложения, которые можно интерпретировать по-разному. Конечно, есть люди, обладающие способностью быстро читать и схватывать. Например, шестикратная чемпионка по скорочтению Энн Джонс, которая прочитала «Гарри Поттер и орден Феникса» за 47 минут (более 4000 слов в минуту). Но вот возможно ли обучить этому все человечество — большой вопрос.
Как говорил Вуди Аллен: «Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию».
Прочитать быстро ≠ понять быстро
Измерить скорость чтения – легко, достаточно посчитать количество слов за заданный период времени (например, за минуту). Труднее же измерить понимание. Особенно учитывая, что на курсах скорочтения обещают увеличить это самое понимание. Но опустим.
Большинство курсов скорочтения говорят о том, что люди могут обрабатывать целые группы слов и фраз за одну фиксацию. Для этого достаточно развить навык увеличения диапазона восприятия. Однако даже если бы люди могли бы захватывать глазом больше слов за минуту, необходимо время на интерпретацию и понимание, которые и замедляют скорость чтения. Уже было доказано, что даже при обычном чтении обработка мозгом слов не по порядку из разумной последовательности предложения, а также отсутствие некоторых слов негативно отражается на понимании. Во-вторых, регрессивные движения глаз (когда человек возвращается к уже прочитанному тексту и что запрещается делать при скорочтении) действительно поддерживают понимание вместо того, чтобы создавать проблемы для чтения. Именно поэтому прочитать быстро ≠ понять. Ознакомиться с основной информацией, просканировать текст, пробежать глазами – да. Но не прочитать. Даже если бы наше зрение можно было улучшить, мы не обязательно стали бы читать быстрее.
Плюсы все же есть: читайте предложениями
Повысить скорость чтения при сохранении отличного понимания, читая в тексте отдельные слова, практически невозможно для обычного пользователя. Однако если читать и осмыслять предложениями — понять суть текста можно быстрее! Исследование с использованием RSVP (быстрое последовательное визуальное предъявление) показало, что человеку легче идентифицировать последнее слово, когда контекст предложения делает его предсказуемым. Если попеременно предлагать человеку запомнить рандомные слова, не связанные друг с другом, запоминание будет на низком уровне. А если предлагать складные предложения — запоминание усиливается. То есть, теоретически, читая предложения полностью, можно ускоряться за счет подсознательного понимания, о чем будет дальше говориться в тексте. Такой вывод будет интересен людям, имеющим дело с большими объемами текста. Юристы, филологи, историки, преподаватели, научные работники, вы же еще здесь?
Не усложняйте людям жизнь — не заменяйте слова на эмодзи
Если вы все же хотите понимать предложения быстрее, опираясь на контекст, то наш совет: не ставьте эмодзи вместо текста. В начале ноября 2021 года немецкие ученые выяснили, что наличие смайликов вместо текста только усложняет коммуникацию! Казалось бы, вместо того, чтобы написать «Кот Шредингера», поставил милое эмодзи с котом — и всем все понятно. А нет! На обработку смайлов мозг человека тратит больше времени: он сначала интерпретирует изображение, а потом выводит слово. Так что давайте не мучить друг друга — если смайлик все же хочется поставить, ставим его в конце предложения. И вам приятно и читателю.
И последнее: не стремитесь получить «волшубную таблетку»
Между пониманием и скоростью чтения заключено негласное соглашение: чем выше скорость восприятия текста, тем ниже понимание. И это нормально. В среднем человек читает от 200 до 400 слов в минуту. В некоторых случаях, когда попадаются сложные тексты на незнакомые тематики, допускается возвращение к уже прочитанному материалу, чтобы улучшить понимание. Наш совет — решите для себя заранее, что важнее с конкретным материалом: просканировать и вычленить главное или же прочитать целиком, чтобы максимально усвоить информацию? Волшебной таблетки, которая без особых усилий научит вас быстро читать и так же быстро понимать, к сожалению, не существует. Поэтому приходится выбирать. И это, кстати, тоже абсолютно нормально.